Самозащита |
Получить бесплатную консультации вы можете в режиме-онлайн http://sp-help.net в рубрике "Вопрос-ответ" (кнопка меню вверху сайта), прочитать об опыте других потребителей Вы можете на форуме Союза потребителей РФ http://forum.potrebitel.net В соответствие со ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей" защита прав потребиелей осуществляется судом. Непосредственное бращение к контрагенту, заявление претензий (требований) и т.п. есть самозащита, возможность которой прямо предусмотрена Гражданским кодексом РФ (статья 14). В соответствие со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, примененияпоследствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания неустойки; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; В соответствие с статьей 15 Гражданского кодекса под убытками понимается: расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Потребитель имеет право на полное возмещение убытков СВЕРХ неустойки, предусморенной законом (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"), а кроме того имеет право на возмещение морального вреда.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЛУЧАЕ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ИХ ПРАВ, И ОБРАЗЦЫ ПРЕТЕНЗИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ В СВЯЗИ С ВЫЯВЛЕННЫМИ НЕДОСТАТКАМИ ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ Ситуация 1. Если в товаре в период гарантийного срока был выявлен недостаток Пункт 1 статьи 18 закона "О защите прав потребителей" дает потребителю в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, право по своему выбору потребовать:
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. На данный момент действует Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575, в который входят следующие товары: Обратите внимание, что потребитель вправе требовать замены или возврата любого технически сложного товара, не входящего в данный перечень, в течение всего гарантийного срока при любом выявленном недостатке. Понятие «недостаток», «существенный недостаток» раскрыто в преамбуле Закона. В заявлении во избежание формальных поводов у продавца затягивать решение вопроса потребителю следует указать лишь одно из основных требований. При формулировании требований необходимо помнить о том, что контрагент потребителя обязан удовлетворить их в установленный Законом срок в случае обоснованного их предъявления. Установленные законом сроки удовлетворения требований потребителя различны и зависят от конкретного требования. Так, например, в случае заявления требования о замене товара срок, отведенный контрагентам, составляет 7 дней, а в случае проведения дополнительной проверки качества до 20 дней, тогда как требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы (при отказе потребителя от исполнения договора) подлежит удовлетворению в 10-дневный срок. При этом проверка качества (дополнительная проверка качества) или экспертиза не являются самостоятельным требованием и должны быть проведены контрагентом потребителя в сроки, установленные законом для удовлетворения основного требования. Кроме этого, необходимо знать, что в случае предъявления требования о безвозмездном устранении недостатков товара ненадлежащего качества или требования о его замене (если на его замену требуется более 7 дней) продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан по заявлению потребителя безвозмездно предоставить на период ремонта/замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации. На данный момент действует Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Он включает: 1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства 2. Мебель 3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла) 4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары) 5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия. Право выбора того, кому будет заявлено требование устранить недостаток в товаре, принадлежит потребителю. В случае заявления такого требования продавцу, он не вправе отсылать потребителя в Сервисный центр, а обязан лично и самостоятельно предпринять меры и обеспечить устранение недостатков в товаре. Образцы претензий приведены в соответствующем разделе, а также в разделе Рекомендации по оказанию правовой помощи потребителям. Получить консультации, прочитать об опыте других потребителей Вы можете на форуме Союза потребителей РФ http://forum.potrebitel.net
|